Руссинтэк / Блоги и новости / Блог / О своевременности проведения энергетического обследования
Переориентация экономики страны на инновационный путь развития и проведение модернизации вывели проблематику энергоэффективности в число стратегически важных государственных задач.
Принятие Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» фактически открыло рынок энергетического аудита и создало основу для энергосервисных контрактов.
Следует отметить, что энергетический аудит проводился и раньше, но обязательным был лишь для ограниченного числа хозяйствующих субъектов. Для остальных организаций энергообследование было добровольным мероприятием.
ФЗ № 261-ФЗ изменил существующую ситуацию, нормативно закрепив обязанность органов государственной и муниципальной власти, государственных и муниципальных организаций, коммерческих предприятий связанных с добычей, переработкой и транспортировкой природных ресурсов, а также коммерческих организаций, потребляющих энергоресурсы на сумму более 10 млн.руб в год провести энергетический аудит.
Федеральный закон закрепляет сроки проведения первого энергоаудита - это 31 декабря 2012 года. Таким образом, впервые, законодательно устанавливается срок первого обязательного энергообследования для организаций, подпадающих под действие настоящего федерального закона.
Практический опыт реализации проектов по повышению энергетической эффективности и ежедневная работа с заказчиками обнаружили ряд проблем по повышению энергетической эффективности в России.
Первая и, пожалуй, самая важная проблема - низкий уровень информированности населения, государственных и муниципальный организаций, а также коммерческих структур о ФЗ №261-ФЗ. Несмотря на серьезнейшее государственное внимание к проблеме повышения энергоэффективности, постоянное проведение информационных компаний и успешное функционирование специально созданного органа государственной власти, отвечающего за информационную политику, понимание норм закона населением и организациями явно не достаточное.
Другой проблемой, вытекающей из первой, является непонимание реальных сроков проведения энергоаудита, вследствие чего многие компании, особенно государственные и муниципальные предприятия, тянут с проведением энергообследования, оставляя его проведение на самый последний момент. Многие заказчики убеждены, что можно просто «купить» энергопаспорт и быстро отчитаться перед вышестоящим органом. Это убеждение стимулируют и многие энергоаудиторские компании, продающие «псевдоэнергоаудит». Заказчик обращает внимание на привлекательно низкую цену и быструю услугу. К сожалению, часто результатом таких работ является энергетический паспорт неудовлетворительного качества, который даже не может пройти экспертизу в саморегулируемой организации (СРО). Это приводит к дополнительным расходам заказчика на проведение повторных обследований или к расторжению договора и фактически понесенным убыткам. Эти факторы формируют еще одну важную проблему на рынке - проблему доверия между участниками рынка.
В отличие от государственных, коммерческие заказчики, обязанные провести энергоаудит в силу закона, более активно собирают информацию об энергоаудите, запрашивают стоимость работ. При этом многие крупные компании не ограничиваются лишь формальным выполнением требований закона, а интересуются конкретной реализацией проектов по повышению энергетической эффективности, формируя, таким образом, спрос на рынке энергетического инжиниринга и энергосервисных контрактов.
С учетом количества предприятий, обязанных провести энергоаудит, мы ожидаем резкое повышение спроса уже к концу года. И если компании, заранее позаботившиеся о подписании контрактов, получат качественную услугу в установленный срок, то компании, обратившиеся поздно, рискуют просто не найти на рынке свободных энергоаудиторов со свободными трудовыми ресурсами и парком оборудования.
© 2012 Руссинтэк
117 997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д.23
+7 (499) 706-81-13;
+7 (495) 974-91-29;
+7 (499) 130-04-26.
E-mail: